Журнал Rockcor 1 (183) 2022

КУРАЖ – «Ветер в гривах» (1990)
Часть 1

«Хорошего много не бывает» – эта всем известная пословица как нельзя лучше подходит для того, чтобы описать несколькими словами альбом «Ветер в гривах» московской группы КУРАЖ. За время своего непродолжительного существования группе удалось записать и издать качественную пластинку, наполненную хорошими песнями и «железными» хитами. Можно долго рассказывать о достоинствах этой работы, но лучше просто ещё раз её послушать. Для меня всегда оставалась загадкой причина резкого и быстрого завершения «трудовой деятельности» этого коллектива. Отсутствие информации только подогревало интерес, и, как только появилась возможность восполнить этот информационный пробел, я обратился с вопросами к людям, которые стоят у истоков создания этого альбома. Гитарист Дмитрий Четвергов, бас-гитарист Михаил Саушев, барабанщик Андрей Шатуновский и поэтесса Маргарита Пушкина подробно ответили на все интересующие вопросы. За что им огромная благодарность.

– С чего и как для вас начинался КУРАЖ?

Михаил Саушев:
– Как-то раз в 1989 году я и мой ближайший друг, даже добавлю, мой брат, к сожалению, которого сегодня уже нет среди нас, Михаил Лотков – клавишник группы КУРАЖ – сидели у меня в однокомнатной квартирке и думали, как дальше жить. С Мишей мы познакомились, когда нам было по 14 лет, вместе мы поступили в одно и то же музыкальное училище. Я тогда играл на бас-гитаре, хотя сам по образованию клавишник: после окончания музыкального училища мне так надоели клавиши, что я научился играть на бас-гитаре. В тот момент я ушёл от Игоря Саруханова, а Миша покинул ЧЁРНЫЙ КОФЕ Дмитрия Варшавского. Нам хотелось что-то замутить своё, ибо мы до этого всё время трудились на кого-то. Сели и начали придумывать музыку. К сожалению, ни я, ни Миша не умели писать стихи, и мы обратились к потрясающему поэту, совершенно рок-н-рольному товарищу, Александру Елину. Показали ему несколько наших мелодий, Саша на них написал стихи, прекрасные, рок-н-рольные. После этого возник актуальный вопрос: «А кто это всё петь будет?». В то время у нас была такая рок-н-рольная туса – все когда-то друг с другом пересекались. Мы узнали, что Андрей Кольчугин как раз ушёл из группы КРОСС и был «вольным» вокалистом. Я позвонил ему, объяснил ситуацию, рассказал, что и как. Андрей предложил встретиться. Встретились, показали песни, на что он сказал: «Так! Вы ребята классные, но это я петь не буду. Будем всё делать с нуля». С нуля так с нуля. Одновременно мы решили выйти на Дмитрия Четвергова. Дима всегда был великим гитаристом; тогда он сочно засветился в группе КВАДРО с Вячеславом Горским. Он был нашим ровесником, мы позвонили ему, предложили встретиться, послушать музыку и поучаствовать в проекте – всё происходило очень быстро. Дима поинтересовался вокалистом. Мы ответили, что это Андрей Кольчугин. Собрались, поговорили, немного поиграли, постепенно стали что-то сочинять, а потом пришла идея: «Давай-ка позвоним замечательной рок-поэтессе Маргарите Пушкиной». Мы договорились с Ритой о встрече, приехали к ней на Фрунзенскую набережную, поставили записи с нашими наработками, она послушала и согласилась написать тексты на нашу новую музыку. А на барабаны позвали Андрюшу Шатуновского – лучшего барабанщика страны – он был знаком с Дмитрием. Он послушал материал и сразу согласился поучаствовать в нашем проекте, причём, абсолютно все барабанные аранжировки для альбома он сделал сам: всё гениально, совершенно и неповторимо. И тогда уже начала создаваться программа, которая представлена на альбоме «Ветер в гривах».

Дмитрий Четвергов:
– После работы в группе КВАДРО, достигнув определённого уровня и получив драгоценный опыт, я уже был внутренне готов к созданию подобного коллектива. И, конечно же, в первую очередь, искал вокалиста. Я убеждён, что всегда и во всех группах два фронтмена – вокалист и гитарист. Я всегда внутренне искал и надеялся встретить такого вокалиста. В 1988 году я впервые услышал Андрея Кольчугина в группе КРОСС во время его выступления в театре Стаса Намина. Для себя я отметил, что это классный вокалист – самый актуальный на тот момент. Время шло, я уже не помню, как мы встретились непосредственно с Андреем, но до этого он общался с двумя Михаилами: Саушевым и Лотковым – они постоянно были вместе, перетекая из одного музыкального проекта в другой. Это был своеобразный тандем, состоящий из бас-гитариста и клавишника. И вдруг, в один прекрасный день, состоялась первая встреча – я, Кольчугин и Саушев. Всё произошло само собой: вначале общение, а потом – «может попробуем что-то?». На второй встрече – уже с Лотковым – прозвучало название КУРАЖ. Все были на позитиве и решили покуражиться. О, думаю, идея отличная, и надо её наполнять. «Кураж» – основополагающее слово, которое отобразилось в создании песен, которые начали расти как грибы. Мы уже встречались с Андреем поиграть вдвоём – я его пригласил в гости к своему другу – попели, поиграли и просто на магнитофон записали первые прикидки, а потом я с другом начал переслушивать всё это дело, и он мне говорит: «Слушай, это как раз тот вокал, который ты искал. Голос, прям, великолепный. Ложится потрясающе: человек поёт, и создаётся впечатление, что это душа поёт!». Но это, конечно, было не самым главным, потому что любые крутые идеи всегда имеют смысл и вес только тогда, когда они доводятся до воплощения в жизнь. Вот так мы начинали, просто под гитару и клавиши, всё буквально на коленке, как таковой группы ещё не было – собирались по домам: я с Андреем, Андрей с ребятами, мы все вместе. Ещё не было речи, чтобы встать и жахнуть.
В общем, я искал, Андрей искал, ребята искали – мы все вместе искали и нашли друг друга. И когда мы осознали, что «это» произошло, мы пригласили самого известного и именитого барабанщика Андрея Шатуновского, который очень удачно влился в наш проект, который с этого момента уже можно назвать рок-группой КУРАЖ. Мы начали репетировать, собирать материал и готовиться к записи.
За текстами мы решили обратиться к рок-поэтессе №1 Маргарите Пушкиной, которая радушно нас встретила – отлично помню поездку на набережную. Всё достаточно просто: приехали к ней в гости, показали наши записи домашние и сказали: «Рита, только ты сможешь!» И Рита с удовольствием и отдачей, я считаю, сделала нам очень серьёзные тексты. Она, конечно же, писала для рок-тусовки и, конечно же, выбирала, и так просто, всякую ерунду, не стала бы делать. Увидела музыкантов, увидела потенциал группы и поэтому согласилась написать тексты.
Всё же, на мой взгляд, основным стержнем группы был Андрей Кольчугин, вокруг него всё и закрутилось. Он самодостаточным был. Я считаю Андрея одним из немногих российских певцов, которым Господь даровал огромный талант – доносить слово до слушателей.

Андрей Шатуновский:
– Меня в эту группу пригласил Дима Четвергов, плюс я ещё знал вокалиста Андрея Кольчугина. Честно говоря, я уже не помню всех подробностей, но я там был с самого начала. Из ребят я был знаком только с Андреем и Димой: с Андреем по группе КРОСС, а Димой по ДЮНЕ.
Мы собрали эту группу осенью 1989 года и сразу начали репетировать. Репетировали в ДК, который находился в районе между третьим кольцом, Рязанским проспектом и шоссе Энтузиастов, рядом с современным торговым центром «Город – Лефортово». Я не помню названия этого ДК, но помню, что окна выходили прямо на монастырь. У нашего клавишника Миши Лоткова были там какие-то знакомые – мы потом за эту базу на танцах играли.
На тот момент параллельно я ещё репетировал с Валерием Гаиной и постоянно бегал туда-сюда по репетициям. Валерий как раз организовал посткруизовский проект GAIN, который планировалось запустить исключительно на Запад.

Маргарита Пушкина:
– Начали работать просто – мы же все друг друга знали, одна тусовка. Позвонили ребята и предложили посотрудничать, спросили, напишу ли я тексты. Почему было бы не написать? Тем более, что вокал Кольчугина мне всегда очень нравился – я его знала ещё со времён группы КРОСС. Сочиняла, как обычно, на готовые мелодии. Замечательно писал тексты и сам Андрей. Прекрасно сочинял. Талантливый человек был. Очень люблю его песню «Прощай, вчерашний день!». Андрей – это очень печальная история. Он любил мне звонить и читать свои стихи, сочинял до последнего.
Была на живых выступлениях КУРАЖа. Впечатление – это была одна из самых профессиональных групп во всех отношениях. На сцене смотрелись ярко, Андрей был раскован, фотогеничен, живьём пел точно, без лажи.
У меня сохранилась пластинка, где-то она есть. Нам же давали авторские экземпляры.
К сожалению, группа просуществовала очень недолго. Но планы были огромные. Состав был очень сильный.

– Как проиходил процесс написания песен? Какая из них была первая? Какую можно назвать ключевой на этой пластинке?

Дмитрий Четвергов:
– Всё шло само-собой. У нас не было задачи создать какую-то определённую песню – мы не мыслили альбомами в то время. Сейчас уже точно не смогу первенство отдать какой-то из песен. Мы просто брали гитары, клавиши, стучали на коленках ритм – скрипка, бубен и утюг – не понимая, как это будет звучать в конечном итоге. Даже на полноценных репетициях трудно было понять, какая песня первая. Двигались интуитивным путём к созданию того, что потом превратилось в полноценный альбом. Отмечать самую важную песню тоже нет смысла. Когда мы просто сидели и думали об этом, то решили, что это «Сладостно и страшно», но она не стала заглавной. А песня «Вечный праздник», которая открывает альбом, наверное, чисто идеологически ближе к 90-му году, когда уже прошли все цоевские «Мы ждём перемен» – песня с ярко социальной направленностью очень подходила к текущему моменту, когда страна уже двигалась к каким-то переменам. Она стала заглавной, но не стала главной. Мы не делали ставок.
продолжение следует…

Андрей Задворный (2022)

ИСТОЧНИК: https://m.vk.com/@-175620334-kurazh-veter-v-grivah-1990