ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ. «SMOKE ON THE STAGE»

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ. SMOKE ON THE STAGE 01ЖУРНАЛ «ЭСТЕТ» №9, 2012
Рубрика «Стильные духом»

Текст: Нелли Жарова
Фото: Елена Мартынюк

 

 

КАЖЫЙ РАЗ, ВОСХОДЯ НА ПАЛУБУ «ЮНОНЫ И АВОСЬ», МЫ НЕ ПРОСТО МЫСЛЕННО УПЛЫВАЕМ К ДАЛЁКИМ КАЛИФОРНИЙСКИМ БЕРЕГАМ, А МЕНТАЛЬНО ЭМИГРИРУЕМ В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОЙ ТЕРРА ИНКОГНИТА С ТЕМ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ДВА ЧАСА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РОК-ОПЕРЫ АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА БЛАГОПОЛУЧНО ВЕРНУТЬСЯ К РОДНЫМ БЕРЕГАМ И ТАК УЖЕ 30 ЛЕТ!

ЭМИГРАЦИЯ ДУХА — ЭТО СВОЙСТВО, ИМАНЕНТНО ПРИСУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЕ, КТО-ТО ПЕРЕХОДИТ РУБИКОН И УЕЗЖАЕТ НАВСЕГДА СО ВСЕМИ ДОМОЧАДЦАМИ, СОБАЧКАМИ И ЧЕМОДАНАМИ. ДРУГИЕ ЖЕ НЕ ЕДУТ НИКУДА, А УХОДЯТ В ИНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ПЛАСТЫ, НАПРИМЕР В РОК 1960-1970-Х ГОДОВ. КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ НЕВОЗМОЖНО ОГРАНИЧИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ БАРЬЕРАМИ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР СМЕТАЕТ ИХ ПОДОБНО ВЕСЕННЕМУ ПОЛОВОДЬЮ. А ЧЕЛОВЕК? ЧЕЛОВЕК В ВЕЧНОМ ПОИСКЕ СВОЕГО ЭЛЬДОРАДО….
БЕЛОСНЕЖНЫЙ «ДЖЕКСОН»

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ. SMOKE ON THE STAGE 02Рок-культура — прибежище ментальных эмигрантов не для одного поколения людей нашей страны, обладающих тонкой эстетической избирательностью. Здесь нет спертого воздуха. Вольница. Место, куда стекаются все те, кто вне рамок и мэйкстрима. Одновременно это кузница отчаянных профессионалов. К счастью, подобное притягивается подобным. Когда, например, признанный «атаман от рока» приглашается в рок-оперу в качестве усилителя и катализатора сценического действа. К таковым можно отнести участие в проекте «Юнона и Авось» мастера гитары Дмитрия Четвергова, достойного преемника «Рок ателье» и «Аракса», задействованных в первых постановках рок-оперы. Но, в отличие от легендарных групп, весь рок-инструментал — на Дмитрии. Знаменитые четовские соло настолько органично вписались в полотно рок оперы, что, кажется, они существовали в ней всегда. Дмитрия Четвергова можно запросто называть символом российской рок-оперы. Его любимый белоснежный «Джексон» своим пронзительным звучанием уже заставлял замирать зрителей на громких премьерах «Хоакина Мурьеты», выступал адвокатом Гренуя в потрясающем «Парфюмере» Игоря Демарина. Самые живые и востребованные шедевры отечественной рок оперы! И вот теперь музыканту уготована роль вселенского зла, довлеющего над судьбой человека, неотвратимости рока — над посмевшим дерзнуть или.., жесткой правды жизни. Это уж как кому будет угодно… Словно ожившая фреска Анджелико, возникает гитарист над сценой в ореоле зловещего красного дыма. Каждое появление Четвергова — это спектакль в спектакле! Четко очерченный темный силуэт 0т-точениость движений. Завораживающая пластика. Гениальная музыка Алексея Рыбникова срывается из-под порхающих пальцев виртуоза, чтобы поведать о самых трагических и красивых моментах жизни русского посланника в Новый Свет, морехода и авантюриста в лучшем значении этого слова — графа Николая Петровича Резунова.

 

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ. SMOKE ON THE STAGE 03ИМЕННОЙ ERG

Неистовым Духом Шторма парит Четвергов над ревущими волнами Пацифика, вызывая на сцену ветра мира. Но реет Андреевский флаг, превращая в самый стойкий и важный парус «Юноны и. Авось». А то вдруг гитара Чета чарует нас барочным звучанием одного из самых пленительных хитов русской лирики — «Белый шиповник». И точно. Это уже не гитара, а арфа или лютня в руках средневекового_ канта. Но нет, это самая что, ни на есть хард-роковая гитара. На сей раз — огненная. И по цвету, и по накалу! Под стать кровавому дыму, стелящемуся над сценой. Именной ERG — одного из самых востребованных рокеров нашей страны, на сольных концертах которого запланированный аншлаг. Но ровно через минуту Чет будет оплакивать несостоявшуюся любовь русского моряка и юной дочери калифорнийского губернатора. И… превозносить состоявшийся дебют нового «графа Резанова» — Валерия Анохина, известного любителям российского рока по группе «Если», а также в качестве исполнителя партии Иисуса Христа в знаменитой постановке «Моссовета». Вот так ни много ни мало… Он же — Христос, он же — командор он же, несомненно, — Мастер! И он настолько самобытен и хорош, что с первых мгновений отключаешься от любимой игры современного зрителя «Юноны»: «Похож не похож на Караченцова?». Не похож. Он  — сам по себе. Сцена, в которой Валерий падает на колени, поднимаясь при этом вокальное до какой-то немыслимой  высоты, производит грандиозное впечатление! А когда звучит его блистательное и душераздирающее «Но жаль!!!», нерв зрительного зала раскаляется до степени катарсиса! Возникает ощущение какой-то совершенно новой эстетики, когда перед зрителем предстает во всей своей красе рок-дуэт музыкантов не из одной команды. «Ноу-хау» от Четвергова Его фирменный стиль, Мы наблюдали это явление в рок-опере «Парфюмер», проявившееся в блистательном партнерстве Игоря Демарина и Дмитрия Четвергова. То же само здесь. Музыканты впервые вместе на сцене. Но степень их сценического взаимодействия высока. Такого рода сыгранность и спетость мы знаем у Мика Джаггера и Кита Ричардса, Фрэдди Меркури и Брайна Мэйя. Возникает чувство, что между музыкантами протянуты какие-то невидимые нити, или струны, или раскаленные нервы! И всякий раз этот демонический четовский ореол, некое инфернальное послевкусие…